Как торгуем, что покупаем

Как торгуем, что покупаем?

На дворе середина января 2019.  Пышная встреча Нового года, к которой  так громко и откровенно готовился весь честной народ — уже история. Интересно, а насколько щедрыми  показали себя владимирцы, накрывая на стол, покупая праздничные наряды, подарки, презенты, посещая театры,  представления... Ждать осталось недолго. В планах Владимирстата обнародовать показатель оборота розничной торговли за декабрь к концу текущего января.  А пока обратимся к не менее  показательным  цифрам.

Известно, что в связи с кризисными явлениями в экономике страны и региона в 2016г.,  настроение  предаваться  активному шопингу  посещало нас не особенно часто. Об этом говорит оборот розничной торговли (выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве), который напрямую характеризует платежеспособность населения.  В 2016г.  по сравнению с 2015 г. этот показатель упал до 96%.

В 2017 г. интерес к покупкам стал постепенно возвращаться. В 2017 г. россияне, в том числе и владимирцы покупать стали больше. Индекс физического объема оборота розничной торговли по сравнению с 2016 г. вырос до уровня 102,4% — (по РФ — 101,3%, по ЦФО – 102,3%). В денежном выражении товарооборот вырос на 11,7 млрд. рублей и составил 211 млрд. 870 млн. рублей.

По ЦФО наибольший рост наблюдался в Ярославской области – 5,6%, Московской – 5,3%, Тульской – 3,2%, Ивановской – 2,9%, Белгородской и Воронежской – по 2,8%. Снижение зафиксировано в Тверской и Тамбовской областях (2% и  1% соответственно).

Сколько на брата?

Обращает внимание мощный рост такого показателя, как оборот розничной торговли на душу населения, измеряемый в рублях в фактических ценах, соответствующих периоду наблюдения. Если в 2011г.  этот показатель был на уровне  85,3 тыс. рублей,  то в 2015 г. -  более 139 тыс.,  в 2016г.-  более 143 тыс. рублей, в 2017 г. – 153 тыс. рублей.  За семь лет -  рост  в 1,8 раза.  На фоне оптимистических цифр, не будем забывать, что свою ложку дегтя в этот процесс  внесла  инфляция.

Покупательный ранжир

Торговля на местах развивается по- разному и  2017 г. – не исключение. В крупных городах Владимирской области статистики фиксируют  положительную динамику.  Самый большой рост оборота розничной торговли по сравнению с 2016 г. отмечен в  областном  центре — 3,7 %, в г. Коврове — 2,4%,  в г. Гусь-Хрустальный — 2,2%,  в округе Муром — 1,5%,

Среди муниципальных районов в 2017 г. больше всего покупали в Александровском, Кольчугинском, Петушинском, Киржачском, Юрьев-Польском и Суздальском районах. Рост товарооборота был на уровне 1,6%- 2,4%.

Но такая радужная картина была не везде. Снижение розничного товарооборота (в пределах 2%) наблюдалось в Муромском, Ковровском, Вязниковском, Камешковском и Меленковском районах. Чуть менее (1%)  снизились продажи в Собинском,  Гороховецком,  Селивановском районах.

Кто торгует лучше? 

Самую большую долю в формировании оборота розничной торговли в регионе в 2017г.  занимали крупные организации, включая   торговые сети — 50%. Доля малых предприятий — 23%, индивидуальных предпринимателей — 19%,  вещевые, смешанные и продовольственные рынки и ярмарки — около 5%, средние предприятия -2,5%.

В 2017 г. самый заметный рост индекса физического объема оборота розничной торговли (ИФО) показали крупные сетевые магазины — 8%; в магазинах, относящихся к малому бизнесу рост незначительный — около 1%.

Больше всего не повезло индивидуальным предпринимателям, реализующим товары вне рынка. Эта категория показала снижение ИФО на 3%. Кстати, продажа товаров на рынках и ярмарках региона в 2017 г. сократилась на 3,2%. В целом  же рост  ИФО  во внерыночном секторе составил 2,7%.

Хлеб насущный — самая большая статья расходов

Больше всего денег владимирцы тратят на продукты питания. В структуре оборота розничной торговли региона в 2017 г. удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил  52,2%, непродовольственных товаров – 47,8%. Данная пропорция с небольшими изменениями держится с 2011 по 2017 гг.

В абсолютном выражении товарооборот в 2017 г. составлял  211, 9 млрд. рублей. Доля  пищевых продуктов — 110,7 млрд. руб., непродовольственных товаров -  101,2 млрд. руб.

Приоритеты спроса расскажут о многом… 

Потребительский спрос – вещь не постоянная и 2017 г.  это подтвердил.   Больше всего увеличился спрос  на:

— яйцо птицы — 21%,

— свежие овощи — 17,3%,

— мясо домашней птицы — 13,2%,

— свежие фрукты — 11,1%,

— крупы — 9,6%,

— чай, муку, безалкогольные напитки и макаронные изделия от 2 до 3%.

Но есть и обратная сторона этого явления, которая заслуживает и нашего внимания и анализа экспертного сообщества. Речь идет о неожиданно значительных цифрах  снижения   потребительского спроса  на ряд важнейших продуктовых позиций.  Больше всего  сократился спрос на молочные напитки (молоко восстановленное)  - на 22,6%,  на консервы из рыбы и морепродуктов (на 9,6%) , на животные масла и жиры (на 7%),  на свежий картофель (на 5,3%). Небольшое снижение произошло по мясу животных, молочной продукции (сметана, творог, кефир, ряженка и т.д. ), сырам жирным  (чуть более 1%)

Стабильной можно считать ситуацию с продажей мясных и молочных консервов, сахара, кондитерских изделий, хлеба и хлебобулочных изделий.

В группе непродовольственных товаров – сенсация. Больше всего выросла продажа спортивного оборудования и спортивных товаров (на 25%). Физкультура и спорт    всё больше  интересны владимирцам  и это не может не радовать. Также  в росте продажа мобильных телефонов (на 22%), чулочно-носочных изделий  (на 15%), нательного белья (на 11%), мотоциклов  (на 11%), ламп осветительных бытовых (на 11%), аудио- и видеотехники (на 7%), велосипедов  (на 6%), компьютеров (на 4%).

Не менее красноречивы и цифры по снижению спроса. Снизилась продажа музыкальных и видеозаписей (на 18%), автомобилей легковых (на 17%), изделий из меха  (на 16%), газет и журналов  (на 9%), ювелирных изделий  (на 7,6%).

На уровне прошлого года осталась продажа холодильников, часов, книг, тканей, одежды, обуви. Продажа товаров через сеть Интернет также осталась на прежнем уровне.

2018г — покупаем и продаем больше

Рост оборота розничной торговли, начатый в 2017г, продолжался и в 2018 г. Так уже в январе-ноябре 2018 года оборот розничной торговли составил почти 204 млрд. рублей, что в товарной массе на 4,4% больше соответствующего  периода прошлого года. Индекс физического объема поднялся до – 104,4%. При этом доля пищевых продуктов составила 51,9% (почти 106 млрд. рублей), непродовольственных товаров – 48,1% (98 млрд. рублей). Этот факт заслуживает внимания. В 2017 г. мы стали чуть меньше тратить на питание по сравнению с предыдущим годом, увеличив  тем самым  непродовольственные расходы.

Хорошая новость и в сфере общественного питания. Его оборот по сравнению с январем-ноябрем 2017 г. также подрос (на 0,2%), немного не добрав до 10 млрд. рублей (9,8 млрд. рублей).

Как наши аппетиты в предновогодней лихорадке повлияли на торговлю декабря и 2018 года в целом, узнаем уже  совсем скоро. Следите за  выходом оперативной информации Владимирстата.