Росстат расширяет наблюдение за ценами

Росстат расширяет наблюдение за ценами

Коронавирус – это глобальный экзамен, который сейчас сдает все человечество, все системы: социальная, экономическая, политическая. Все мы сегодня свидетели беспрецедентных мер, которые принимает наше государство для борьбы с пандемией и её последствиями. В условиях такого вызова обеспечение продовольственной безопасности и  стабилизация  уровня жизни  населения  выходит на первый план.

Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин своим поручением от 19 марта обязал  Росстат, начиная с  апреля  проводить еженедельный мониторинг цен по 100 товарам и услугам, в том числе товарам первой необходимости, лекарствам и медикаментам, средствам гигиены, детским товарам и т.д. (пункт 1.2 Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики …») http://static.government.ru/media/files/vBHd4YRxpULCaUNNTFLVpPSZbMCIA2Zq.pdf

До этого перечень еженедельного мониторинга включал 64 позиции. Теперь  к нему добавлены еще 36 новых товаров и услуг. Из товаров для детей в список вошли мясные, овощные и фруктовые консервы для детского питания, сухие молочные смеси, пеленки для новорожденных, спортивный костюм для школьника, детская футболка и другое.

Среди предметов личной гигиены в списке — шампунь, зубная паста и щетка, туалетная бумага, детские подгузники.

Список наблюдаемых товаров в группе лекарственных препаратов расширен, в том числе, такими наименованиями, как отечественный анальгин, валокордин, поливитамины с макро- и микроэлементами и другими.

Также Росстат теперь еженедельно следит за изменениями цен на смартфоны, напольные электропылесосы, сухие корма для животных.

Все эти позиции ранее тоже были в поле зрения статистиков, но только в ежемесячном режиме. Наличие базы данных с долгосрочным временным интервалом наблюдения обеспечивает корректность и сравнимость ранее публикуемых данных.

Владимирские статистики также работают в новом формате. В регионе регистрируют цены 12 специалистов: 6 в муниципальных районах и 6  в г. Владимире.

Первую публикацию еженедельного мониторинга по средним потребительским ценам и изменении цен на 6 апреля по сравнению с 30 марта  по Владимирской области можно найти  на сайте Владимирстата (Официальная статистика – Цены и тарифы – Оперативная информация – Еженедельная информация)

https://vladimirstat.gks.ru/storage/mediabank/%D0%92%D1%81%D0%B5_%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%206%20%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F%202020.pdf

Оценим изменение средних цен на отдельные виды товаров и услуг по Владимирской области с 30 марта по 6 апреля 2020 года.

Так, выросла средняя цена на яйца куриные (4,1%), консервы мясные для детского питания (4,1%), сахар-песок, карамель (2,3%), крупу гречневую, рис, пшено (в пределах 2-3%), масло подсолнечное  (1,3%), хлеб ржаной (1,2%), вермишель, печение — 0,7%, молочные и кисломолочные продукты (0,2% — 1,4%) и некоторые другие продукты.

Одновременно выросли цены на мясо и мясные изделия (от 0,3% — говядина до 1,7% — куры охлажденные и мороженные). Ценовую стабильность  показали  баранина (кроме бескостного мяса), колбаса полукопченая и варено-копченая,  колбаса вареная  (99,9%).

Зафиксировано сезонное повышение цен на плодоовощную продукцию: лук репчатый (11,5%), капуста (9,8%), морковь (4,5%), картофель (1%).

Также отмечен рост на лекарственные средства. Максимальное подорожание у анальгина отечественного – 4,3% , троксерутина, гель, 40 г. -4,2%.

Снизились цены на огурцы и помидоры свежие  (в пределах 5%), яблоки — на 1,3%, чай черный и конфеты, глазированные шоколадом (0,4%), муку (0,2%),  и некоторые другие позиции.

Практически не изменилась цена (колебания в пределах 0,3%) у макарон, водки, хлеба и булочных изделий.

Как будут изменяться цены от недели к неделе, расскажут новые публикации Владимирстата (информация размешается еженедельно по средам после 16.00 ч.).

Фиксация цен происходит в работающих магазинах. В текущих условиях используются также цены онлайн-продаж без учета стоимости доставки. Сбор данных производится при помощи мониторинга сайтов, а также по телефону и электронной почте.

Если в отдельных городах магазины и организации, реализующие товары и услуги, включенные в еженедельное наблюдение, не работают, а онлайн-продажи отсутствуют, применяется метод условно-расчетных цен. Он используется в исключительных случаях и соответствует международным рекомендациям по формированию индексов потребительских цен в условиях чрезвычайной ситуации. Метод предполагает, что цена на отсутствующий товар изменяется так же, как и на идентичный, или на несколько товаров в рамках малой товарной группы в данной организации или в другой организации.